Сергей Александров (asv_k) wrote,
Сергей Александров
asv_k

Category:

Чувство глубокого недоумения.

Не далее как в ночь на вчера, "Известия" оповестили прогрессивное человечество о гигантском шаге "российской частной космонавтики" - госкорпорация "Роскосмос" и ООО «С7 Космические транспортные системы» (группа компаний S7) подписали соглашение о создании, аж, орбитального космодрома.
НИКАКИЕ технические подробности неизвестны, поэтому все эксперты обсуждали только "проблему в общем".
А "в общем" необходимость орбитального космодрома давным-давно перезрела. Собственно, его планировал создать ещё Сергей Павлович Королёв в рамках проектов сначала ТОС и "орбитального пояса", а потом "многоцелевой космической базы станнции" (от которых, в конце концов, остались базовый блок "Мира" и служебный модуль "Звезда" МКС). Слабой альтернативой орбитальному космодрому был "шаттл", позволяющий между выходом на орбиту и отделением выводимого спутника хотя бы "прозвонить" ещё раз его бортовые системы, как-то проверить механику... Но вот попробовать двигатели спутника или его ПГС на борту "шаттла" было невозможно.


Британские и американские проработки орбитальных космодромов 80-х - 90-х годов прошлого века.

А самое главное - орбитальный космодром РЕАЛЬНО позволяет надолго отказаться от создания ракет-носителей сверхтяжёлого класса. Крупногабаритные, тяжёлые космические объекты можно будет собирать на орбите из фрагментов, посильных машинам тяжёлым (до 40 т), а то и средним (до 15 т). Сами фрагменты при этом будут не свободно летать, ожидая стыковки со следующим фрагментом и выжигая свой ресурс, а храниться до поры на орбитальном космодроме, с внешним обеспечением теплового режима, внешним питанием и пр.
Но это - в общем. А при чём тут S7? АВИАКОМПАНИЯ S7?
Опять-таки, теоретически транспортной компаниии логично озаботиться развитием транспортных средств, тем более, что S7 с бо-ольшой помпой выкупила комплекс "Морской старт" и - вроде как - собирается заняться и транспортом космическим. Но вот здесь-то и начинаются недоумённые вопросы...
Во-первых, "Морской старт". Выдающееся достижение советского и финского норвежского технического гения (советские ракета и стартовое оборудование, финская норвежская плавучая платформа), реализованное на американские деньги и под американской юрисдикцией. Но экономический провал. Не потому, что в нулевых или десятых годах космическая экономика сильно изменилась по сравнению с девяностыми. А потому, что с самого начала в проект были заложены не самые оптимальные технические решения.
Прежде всего, сама ракета. РН среднего класса 11К77 "Зенит" создана для массовых регулярных запусков на околоземные орбиты спутников военного назначения. С этой целью для "Зенита" создана для нашей страны не уникальная, но на мировом уровне фантастическая система автоматического старта. Она опирается на огромный (самый большой в мире) опыт днепропетровского КБ "Южное" (и, разумеется, кооперации) по созданию боевых баллистических ракет. Но... Разумеется, создание и доводка такой сложной системы требует соответствующих затрат. И окупается (ЕСЛИ окупается...) лишь в том случае, если запуски действительно массовые и регулярные. Ну, скажем, пусков 50 в год... Ну, минимум 20...
Так сложилось, что до перестройки и резкого сокращения грузопотока на орбиту довести "Зенит" и создать для него полезные грузы не успели. А по результатам перестройки ракета оказалась в другом государстве, и делать под неё ВОЕННЫЕ нагрузки стало несколько... напряжно. А коммерческих пусков в любом случае гораздо меньше, чем планировалось для ЭТОГО носителя. Т.е. его экономическая эффективность вообще с самого начала была и остаётся СИЛЬНО под вопросом.
Но зато именно автоматический старт позволил поставить его на морскую платформу. Тут, однако, порылась ещё одна собака.
"Морской старт" работает следующим образом. Ступени РН, обтекатель и полезный груз привозятся в базовый порт и загружаются на т.н. командное судно, где носитель собирается. Затем собранную ракету здесь же, в порту, перегружают на платформу, после чего она вместе с командным судном выдвигаются в точку старта, т.е. на экватор. Здесь персонал с платформы переходит на командное судно, автоматические системы осуществляют установку, заправку и пуск ракеты. После чего платформа и судно шлёпают обратно в базовый порт - и цикл повторяется. Но платформа  - немножко не лайнер, она ни коим образом НЕ РАССЧИТАНА на регулярные трансокеанские рейды! На одну солярку на такой пробег уйдёт весь доход от коммерческого пуска - и реально уходит... Гораздо логичнее было бы, чтобы платформа постоянно держалась где-то в районе точки пуска, а командное судно, гораздо более пригодное для дальних рейсов, привозило бы к ней ракеты. Однако возникает вопрос, пока открытый: а возможна ли перегрузка собранной ракеты - а это, минуточку, 57 м в длину и 3,9 м в диаметре! - с судна на платформу в открытом океане? Что, неужели при создании комплекса не видели проблему???
В результате, при таких расходах и небогатом "портфеле заказов" (никак не более 5 пусков в год) эксплуатант "Морского старта" обанкротился.
Дальше началось странное.
Комплекс выкупил один из соучредителей и совладельцев предариятия - РКК "Энергия" (и уже потом у "Энергии" - S7). Результатом сей гениальной коммерческой операции стали (наряду с прочим) отстранение и домашний арест президента компании В. Лопоты. Но это - результат, а причина так и осталась непонятной. Единственное известное мне объяснение, опирающееся на какую-то реальность - болезненное нежелание руководства "Энергии" иметь какие-либо дела с ГКНПЦ им. М.В. Хруничева и "Ангарой". Если кто знает другое смехостойкое объяснение - поделитесь.
Однако дальше началось ещё более интересное. 4 года назад на Украине, где после перестройки остался Днепропетровск и, соответственно, КБЮ и "Южмаш", произошёл государственный переворот. Прямым и непосредственным его результатом стал разрыв всех кооперационных связей с Россией (где производится немалая доля комплектующих "Зенита", включая двигатель 1-й ступени РД-170... Да и прокат для изготовления носителя шёл с Урала). За которым закономерным образом последовали резкий спад производства на всех высокотехнологичных предприятиях "нэзалэжной", вплоть до их остановки. И несмотря на то, что "Южмаш" ещё делает блок 1-й ступени для американской ракеты лёгкого класса "Антарес", предприятие уже третий год балансирует на грани закрытия. А власти нынешней Украины (трудно предположить, что ракетно-космическое предприятие будет что-то делать при явном противодействии государственной власти...) надрываются в потугах объявить Россию агрессором в частности и врагом Украины и всего человечества вообще.
И при этом S7 подписала с "Южмашем" контракт на поставку 12 (двенадцати!) РН "Зенит"!
Как этот контракт будет выполняться чисто физически? Какова вероятность его реализации? Как будет обеспечиваться надёжность носителей? И как, извините, после подписания этого контракта нужно оценивать умственные способности менеджмента ООО «С7 Космические транспортные системы»???
Но вернёмся к свежей новости. Существуют ЧЕТЫРЕ организации на нашей планете, имеющие реальный опыт создания орбтальных станций. Это отечественные РКК "Энергия" и КБ "Салют" ГКНПЦ им. М.В. Хруничева (причём реально эти две организации создавали станции в тесной кооперации), американская фирма "Боинг" и неперсонифицированная пока (ну, т.е. я её не знаю) организация - разработчик орбитальных станций Китая. Что-то про соответствующие хотя бы консультации S7 с кем-то из перечисленных пока не слышно. Нет, конечно, орбитальную станцию может построить кто-то ещё. Только этому "кому-то" потребуется лет десять времени и непрогнозируемо сейчас, сколько средств на освоение соответствующего опыта. При том, что опыт этот в данном случае применим крайне ограниченно: то, что летало начиная с начала 1970-х годов и летает поныне, для использования в качестве орбитального космодрома пригодно крайнет ограниченно. Ведь орбитальный космодром - это далеко не только обитаемые и необитаемые модули, это ещё множество весьма сложных механических, электрических и пневмогидравлических систем, которые должны безотказно работать в условиях космического пространства, это технологии орбитального обслуживания, которые ещё только создаются в очень-очень начальном приближении, это, наконец, просто сложнейшая механика полёта, особенно если комплекс должен обеспечивать опробывание маршевых двигателей... Менеджмент авиакомпании хотя бы примерно представляет масштаб задачи - нет, размер бедствия?..
Я очень хочу, чтобы орбитальный космодром был. В данных социально-экономических условиях у меня не вызовет отторжения, если он будет построен на средства РОССИЙСКОЙ ЧАСТНОЙ компании - я, правда, абсолютно не верю в такую возможность, но пусть попробуют... Но опираяь на сказанное выше, возникает стойкое ощущение, что ВСЁ ЭТО (и не только это) затеяно с одной единственной целью: отчитаться на каком-нибудь "высоком совещании", что "у нас тоже есть частная космонавтика - и круче Маска и Безоса". Отчитаться - а там хоть трава не расти...


Tags: "Ангара", история космонавтики, космическое производство, космос, экономика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 2 comments